Глобальных перемен не жду

Photo

Иван Татаринов, коммерческий директор девелоперской компании Glincom

Каким вам видится будущее офисной недвижимости? Очевидно, что пандемия окажет существенное влияние на ее развитие. Какое? Есть ли у Вас планы продолжать работать в этом направлении?

На мой взгляд, при условии остановки стремительного распространения коронавирусной инфекции в среднесрочной перспективе (3−5 лет) московский рынок офисной недвижимости не претерпит существенных изменений. Я считаю, что сегодняшние трудности, вызванные пандемией, носят временный характер. Даже сейчас видно, что локдаун не привел к какому-то катастрофическому росту вакантности бизнес-центров. Да, некоторые компании отказываются от планов по расширению занимаемых площадей (покупка, аренда), некоторые даже сокращают их, но это тоже временно и не оказало драматического влияния на рынок в целом. Кроме того, еще до пандемии — года с 2016−2017 — сильно снизился ежегодный объем ввода новых офисных площадей в Москве, хотя спрос оставался достаточно активным.

 

А как скажется пандемия на форматах торговых центров? Или вы думаете, что постепенно все вернется на круги своя?

Каких-то глобальных и резких перемен я не жду. С 2014 года торговые центры находятся в постоянном поиске новых способов коммуникации с покупателями, так как покупательская способность падает, курс рубля снижается, в то время как издержки ТЦ и операторов, напротив, растут. Плюс стабильно увеличивается доля онлайн-торговли, особенно после начала пандемии, что тоже негативно сказывается на торговых центрах. Не случайно доля общепита и развлекательных форматов в моллах за последние годы выросла. Я уверен, что в ТЦ будут успешно развиваться те форматы товаров и услуг, которые неудобно или вовсе невозможно получать онлайн.  

При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.