Российский совет торговых центров (РСТЦ) предлагает разрешить российским банкам и компаниям, попавшим под санкции, не признавать курсовые разницы при исчислении налога на прибыль с дохода при конвертации валютных обязательств в рублевые.
Соответствующие предложения были направлены в Государственную Думу РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ.
В своем предложении РСТЦ просит рассмотреть возможность внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части специальных правил признания курсовых разниц в составе доходов и расходов при исчислении налога на прибыль.
Ключевые российские банки ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», АО «Альфа-Банк», ПАО «БАНК «ОТКРЫТИЕ», включенные в санкционные списки после начала Россией СВО на Украине в феврале 2022 года, сегодня лишены возможности работы с рядом иностранных валют, включая Евро и доллар США.
«Чтобы нивелировать валютный риск банками-кредиторами и компаниями заемщиками проводится активная работа по конвертированию валютных кредитов в рубли. Вместе с тем, в результате этого, по мнению экспертов, у компаний заемщиков возникают доходы от валютной переоценки обязательства, стоимость которого выражена в иностранной валюте, а имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ. Образующиеся курсовые разницы, по общему правилу, отражаются в составе доходов (расходов) в налоговом учете», — комментирует президент РСТЦ Дмитрий Москаленко.
При этом в отношении положительных курсовых разниц, возникших в 2022 — 2024 гг., установлены специальные правила. Сам порядок исчисления курсовых разниц не изменился, но изменились правила признания их в составе доходов (пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ, Письма Минфина России от 12.07.2022 №03-03-06/1/66936, от 20.06.2022 №03-03-06/1/58085):
• Положительные курсовые разницы на последнее число текущего месяца не учитываются в составе внереализационных доходов, а суммируются до момента прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте.
• На дату прекращения (исполнения) таких обязательств сумма накопленной положительной курсовой разницы признается в составе внереализационных доходов.
Отрицательные курсовые разницы в 2022 г. учитываются в прежнем порядке, т.е. на конец каждого месяца и на дату погашения обязательства (пп. 5 п. 1 ст. 265, пп. 6 В соответствии с п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.