Госдума России приняла в первом чтении законопроект о штрафах для пользователей электросамокатов за превышение скорости, неправильное движение по проезжей части, тротуарам, оставление места ДТП, пьяное вождение и отказ от медосвидетельствования.
При превышении скорости предлагается штрафовать на сумму от 500 до 5 тысяч рублей. Штраф за езду по автомагистралям составит 1 тысячу рублей. Движение на самокате или велосипеде по проезжей части – штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей. За езду на самокатах весом более 35 кг на тротуарах нужно будет заплатить от 3 до 3,5 тысяч.
По словам Алексея Смирнова, директора по развитию компании «STEP.Транспортные решения» и члена рабочей группы Общественной палаты РФ по поправкам в ПДД, мера имеет как плюсы, так и существенные минусы.
«Внедрение штрафов для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) является логичным продолжением того, что происходит в отрасли с 1 марта 2023 года. Тогда в ПДД появились СИМы, теперь появились и санкции. В какой-то степени это хорошо: есть правила – есть штрафы за их нарушения, которых, к сожалению, происходит достаточно много. В то же время размеры штрафов вызывают большие вопросы. Социальная опасность нарушений ПДД на самокате ниже, чем у автомобилистов, а штрафы, наоборот, выше. Это странно.
Как мера повлияет на развитие микромобильности, пока говорить сложно, потому что все зависит от того, как эти процессы будут администрироваться: кто и как будет взимать штрафы, будут ли это рейды или камеры фото- и видеофиксации.
Также непонятно, а что делать-то с этим всем? Инфраструктуру развивать кто-то будет? У нас сейчас инфраструктура для средств индивидуальной мобильности практически не развивается. Соответственно, предоставить пространство для безопасного перемещения на СИМах мы не можем. И, конечно же, вводить такие драконовские штрафы – это, наверное, не первая мера, которую бы стоило предпринимать. Стоило сначала найти решение проблемы.
В то же время законопроект предусматривает штрафы и для чиновников, ответственных за отсутствие инфраструктуры. Нет специальных полос, нет велодорожек, нет пешеходных переходов – штраф. Также есть инициатива привлекать кикшеринг-операторов к созданию территорий для СИМов в регионах – ведь это их бизнес, и он требует вложений.
В целом, пока это замкнутый круг: инфраструктуры нет, за это штрафуют, но и пользователей, для которых ее не создают, тоже штрафуют – в конечном счете, вопрос все еще крайне актуален, решения нет, страдают даже добропорядочные пользователи СИМ. Параллельно идет продвижение экологической повестки, здорового образа жизни, благоустройства территорий, отказа от личного транспорта, решения проблем пробок, развития городов и прочее. Так что есть над чем подумать, есть что обсуждать», – считает эксперт.
Напомним, в мае комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении поправки к КоАП об ответственности для водителей средств индивидуальной мобильности. Правила действуют с марта, но штрафы установлены не были.