В рамках деловой программы Форума устойчивого развития городов на площадке «Цифровое деловое пространство» состоялась сессия «Элитный метр: роскошь с любовью к окружающему миру», в которой приняли участие различные эксперты, включая представителей крупных девелоперов рынка премиальной жилой недвижимости.
Оксана Дивеева, директор по продажам Capital Group, считает, что девелоперы должны стремиться делать город лучше: «Современным девелоперам нужно вдумчиво и внимательно относиться к реализации проектов, ответственный подход в девелопменте может изменить город к лучшему». В пример спикер привела ЖК «Бадаевский», который полностью отражает отношение компании к принципам ESG. Также Оксана Дивеева подчеркнула, насколько высока связь архитектуры и обустройства комфортной среды в локации, и именно в такой концепции работает Capital Group, задавая тон качества премиум-девелопмента.
Активным стало обсуждение приоритетов покупателей в выборе высокобюджетного жилья. Булат Алимов, заместитель председателя совета директоров ГК «Стилобат», рассказал, что сейчас портрет потребителя в сфере современной элитной недвижимости изменился. И это не единственное изменение: появились новые тенденции, на которые полагаются покупатели коллекционного жилья.
«Я бы выделил несколько тенденций: 1. Опыт и так называемая, «насмотренность» клиентов. Современные покупатели обладают хорошим вкусом и опытом проживания в высококлассных апартаментах по всему миру. Поэтому от нас, девелоперов, клиенты ждут точного попадания в актуальные мировые тренды;
2. Тренд на готовую отделку. Сегодня, по нашим данным, более 60% покупателей делюкс-недвижимости в Москве и крупных городах России ориентируются на покупку квартиры или дома с готовой отделкой. Кстати, это коррелирует с общемировым трендом: на Западе около 80% элитного жилья продается с финальной отделкой под покупателя. Мы считаем, что отделка – это один из ключевых инструментов конкуренции девелоперов недвижимости класса делюкс;
3. Снижение среднего возраста покупателя на делюкс-рынке. Если раньше основную долю спроса составляли покупатели в возрасте от 50 лет, то сейчас все чаще мы видим клиентов 35–45 лет. Это новое поколение молодых предпринимателей, успешных бизнесменов. Как правило, это семейные люди. По нашим данным, почти в 80% случаев такая покупка – это не инвестиционная сделка, а резиденция для постоянного проживания всей семьи», — высказался спикер.
С ним согласилась Оксана Дивеева: «Покупатель действительно стал более молодым. Это также оказывает большое влияние на сам рынок премиальной недвижимости: тот факт, что основным покупателем стало поколение Альфа, меняет будущее сферы, и девелоперам необходимо это учитывать».
Затронутая тема перспектив проектов делюкс-класса жилья заинтересовала аудиторию, вызвав множество вопросов экспертам.
«Делюкс-сегмент – ниша, наименее всего подверженная экономическим колебаниям. Это своеобразная надстройка над сегментами недвижимости и здесь работают свои правила. Если посмотреть ретроспективно, то в каждый кризис (например, 2008, 20014 годов) заметно снижались цены и количество сделок в бизнес- и премиум-классах, но не в делюкс-сегменте. Более того, и сегодня мы не ожидаем каких-либо негативных изменений в этом классе, несмотря на объективно непростую экономическую и геополитическую ситуацию», — высказался на эту тему Булат Алимов.
Насколько важна архитектура в таких проектах, и какая именно пользуется большей популярностью — вопрос актуальный. Об этом также рассуждали участники сессии.
«Для взыскательной публики важны следующие аспекты: локация, готовый эксклюзивный интерьер и уникальная архитектура дома. Это те важные компоненты, которые значительно увеличивают класс жилья и его рыночную стоимость. Если говорить об ориентирах, то на смену так называемому стилю 90-х с элементами показной роскоши пришла сдержанная классика в актуальном ее прочтении. Клиенты выбирают элегантность, универсальность, натуральные материалы, лаконичные формы, чистые линии, не кричащие цвета, обилие воздуха и света. В архитектуре – это классический и неоклассический стили, которым присущи строгий фасадный ритм, сдержанная простота линий и форм, симметрия, внимание к деталям»,- поделился Булат Алимов из ГК «Стилобат». Его также поддержала Оксана Дивеева, директор по продажам Capital Group: «Безусловно, уникальная архитектура и качество ее исполнения повышают статус проекта и его востребованность у покупателя».
Алина Ефимович, заместитель генерального директора, главный архитектор CT Architects, рассказала о концепции устойчивого развития в архитектуре премиальной недвижимости. «В долгосрочной перспективе, премиальные жилые комплексы, построенные по принципам устойчивого развития, гораздо более коммерчески эффективны». Продолжая тему устойчивого развития, она рассказала о льготах на покупку «зеленого» жилья, распространенные в Европе. «России не хватает этой практики»,- считает эксперт.
Евгений Зеленов, креативный директор ГенПро, в процессе дискуссии представил концепцию элитного проектирования и его принципиальных особенностях. Он вывел основные критерии премиальных объектов, например, современные строительные материалы и выдающийся архитектурный облик, тщательно продуманные пространственные решения.
Спикер сделал акцент на том, что премиум-сегментные движимости должен содержать в себе функционально удобное разделение пространства. «Одна из фишек премиальности — чтобы потоки сервисные и потоки жилые не пересекались», — утверждает Евгений Зеленов. По его мнению, это помогает оптимизировать различные процессы и просто удобно.
Фотографии: E.Group