Специалисты первой в России сертификации качества новостроек Urban Grade провели масштабное исследование и выявили, что только 5% жилых проектов бизнес-класса в России соответствуют заявленным стандартам качества для данного сегмента.
Специалисты Urban Grade оценили качество 205 жилых комплексов бизнес-класса в российских городах-миллионниках по более чем 300 параметрам. Из данной выборки проектов только 5% объектов соответствуют всем необходимым характеристикам бизнес-класса.
Большинство рассмотренных комплексов не удовлетворяют 1-2 базовым характеристикам заявленного класса в соответствии с классификацией Urban Grade. В первую очередь, более половины проектов не выдерживают требования по локации для бизнес-класса: находиться в престижном и развитом районе, где отсутствуют действующие промышленные объекты, в не более чем 30 минутах от центра города и в 15 минутах от объектов социальной инфраструктуры и коммерции среднего ценового уровня (к примеру, “Вкусвилл” или “Перекресток”).
Как правило, высокая плотность застройки в центре и прилегающих районах многих крупных городов и дефицитность свободных участков для нового строительства ведет к децентрализации первичного рынка. Это как способствует джентрификации периферийных локаций, так и снижает качество локационных характеристик высокобюджетных сегментов. Нередко застройщики стремятся компенсировать недостатки местоположения более высокими качественными характеристиками самого проекта или дополнительными опциями в виде нестандартной инфраструктуры. Тем не менее, требования к локации для проектов – это базовый параметр, игнорировать которой при оценке невозможно, и даже если по остальным пунктам объект соответствует сегменту бизнес, менее престижное местоположение снижает в целом его класс. Район и транспортная доступность после цены и репутация застройщика входит в список основных критериев выбора жилья среди покупателей.
Еще один часто распространенный понижающий класс фактор – уровень благоустройства и систем безопасности на внутридомовой территории. Согласно классификации Urban Grade, в комплексе бизнес-класса должен был сделан двор без машин с ландшафтным дизайном, зонами отдыха, детскими и спортивными площадками с современным, качественным оборудованием, а территория должна быть огорожена и находиться под видеонаблюдением, предусмотрен контроль доступа посторонних лиц. Специалисты Urban Grade столкнулись с тем, что треть региональных проектов не удовлетворяют данным характеристикам: благоустройство производится типовое, а не по индивидуальному дизайн-проекту, а системы безопасности и контроль доступа или отсутствуют, или сделаны в ограниченном объеме.
Инфраструктуры уровня бизнес-класса – еще одна “болевая” точка многих проектов. Согласно классификации Urban Grade, в жилом комплексе в сегменте бизнес должен быть представлен широкий набор инфраструктуры: медицинские центры, салоны красоты, тренажерные и фитнес-залы, магазины, аптеки, пункты выдачи, предприятия общественного питания ресторанного типа, бутики и офисы, а также частные детские сады, школы и развивающие центры. К этим объектам могут иметь доступ не только жильцы дома, но и сторонние посетители, в отличие, например, от требований для элитного сегмента. Даже с учетом этого только треть проектов бизнес-класса, особенно, в регионах России выполняют это требование.
Допускается, что частично внутреннюю инфраструктуру комплекса могут восполнить районные объекты, однако единичные застройщики берут на себя сдачу в аренду и дальнейшую эксплуатацию коммерческих объектов в ЖК, что позволяет контролировать состав арендаторов и их качество. Чаще всего, торговые помещения выставляются на продажу, и фактически в проекте происходит хаотичное заполнение, что и становится причиной дисбаланса, когда одних объектов в дефиците, других – переизбытке, а также несоответствия инфраструктуры своему классу. Частые примеры – несколько аптек на каждом углу квартала, и не одного крупного супермаркета, или магазины уровня “Дикси” в ЖК бизнес-класса и т.д.
Сюда же относится уровень обеспеченности жилого комплекса машиноместами. Согласно классификации Urban Grade, для проекта бизнес-класса этот показатель должен быть 0,5-0,69 машиномест на квартиру. Только порядка 40% объектов в сегменте бизнес проходят по нижней границы нормы по машиноместам для своего класса.
“Первая в России сертификация новостроек Urban Grade имеет важную и общественно значимую миссию — повышение стандартов качества жилья в России за счет установления четких критериев для каждого класса объектов. Результаты нашего исследования выявили острую проблему строительной отрасли — покупателей вводят в заблуждение обозначенные застройщиками классы жилых комплексов, которые не соответствуют требованиям для своей категории объектов. В итоге люди ожидают один набор качественных характеристик, который заложен в данный класс объектов, и, собственно, платят за это, а получают совсем не то, что хотели увидеть и что должно было быть. Усугубляет ситуацию слабая осведомленность потребителей о классах жилья: люди изучают разрозненную информацию в Интернете, которая может еще больше запутать. Для этого мы разработали простую и понятную каждому классификацию, чтобы давать наиболее объективную картину состояния жилых проектов в стране и повышать уровень грамотности покупателей”, — отмечает Ольга Хасанова, CEO и учредитель проектов Urban.