По данным консалтинговой компании NF GROUP, в 2025 году в Санкт-Петербурге планируется открытие четырех фуд-холлов общей площадью 18 тыс. кв. м. Три из них будут расположены в торговых центрах, а один – на базе бывшей сталелитейной мастерской Невского завода.
На начало 2025 года в регионе действуют 18 фуд-холлов общей площадью 56,3 тыс. кв. м, в них представлено 403 площадки для размещения ресторанов. Вакантность в петербургских фуд-холлах по итогам 2024 года снизилась до 8%, сократившись на 4 п.п. за год.
На начало 2025 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает 18 фуд-холлов общей площадью 56,3 тыс. кв. м, один из которых – крупнейший в Европе фуд-молл Vokzal 1853. Всего на Санкт-Петербург и Ленинградскую область приходится 15% площадей рынка фуд-холлов России.
В 2024 году в Северной столице открылось пять новых проектов: BackYard в составе апарт-отеля, «ГастроПарк» в торговом центре в Мурино, «Рум-Ба! -Еда!» в торговом центре в Кировском районе, гастроплощадка в составе общественного пространства «АТС на Некрасова» и первый небольшой объект в составе ЖК – «Смольный Нерынок». При этом были в прошлом году и закрытия — «Фабрика» на Кирочной ул. в одноименном общественном пространстве и «Vilka» в Кудрово.
В 2025 году ожидается открытие четырех новых объектов общей площадью 18 тыс. кв. м, три из которых – в составе торговых центров, а один будет располагаться на территории бывшей сталелитейной мастерской Невского завода. Там появится целое гастрономическое и культурное пространство «Сплав» с корнерами, барами и ресторанами В действующих фуд-холлах Санкт-Петербурга представлено 403 площадки для размещения ресторанов, из которых 372 заняты арендаторами, а 31 свободна. Вакантность в фуд-холлах Санкт-Петербурга по итогам 2024 года составила 8%, сократившись на 4 п. п. за год.
Состав занятых корнеров по-прежнему на четверть представлен паназиатской концепцией (25% всех заведений), охватывающей китайскую, корейскую, вьетнамскую, японскую, индийскую и тайскую кухни. На втором и третьем местах — кофейни и десертные корнеры (14%), а также европейская кухня (12%). При этом наибольшую долю европейского концепта занимает итальянская кухня, также можно встретить французские, греческие, испанские, сербские, шведские и балканские корнеры.
Наибольший прирост доли в структуре ресторанов наблюдался у стрит-фуда (+0,9 п. п. за год), а также у чайных и заведений с напитками (безалкогольными) – +1,4 п. п. за год. Популярность бабл-чая и азиатских напитков значительно возросла за 2024 г., что отразилось не только на гастрономических пространствах, но и на классических фуд-кортах в торговых центрах и стрит-ретейле, где подобные кафе также активно открывались. Рестораны здоровой еды и десертные корнеры за год сократили свое присутствие на 0,9 и 1,2 п. п. соответственно.
Изменения в структуре ресторанных концепций, а также значительное снижение вакантности обусловлены положительной динамикой открытий по сравнению с закрытиями заведений. В 2024 году в фуд-холлах Санкт-Петербурга было открыто 128 корнеров. Закрылось при этом 92 заведения, что составляет 25% от всех закрытий корнеров по России. Ротация операторов позволяет обновлять состав представленных концепций, вносить разнообразие для привлечения дополнительного трафика. На количество закрытий в том числе повлияло закрытие двух объектов, а также активная ротация арендаторов в ряде проектов в течение года (Eat market, Vokzal 1853, «Василеостровский рынок» и др.). Кроме того, в фуд-молле Vokzal 1853 часть площади фуд-холла была сдана в аренду для размещения концертной площадки МТС Live Hall.
Среди интересных открытий можно выделить фриттерии с блюдами из хрустящего картофеля и батата с разнообразными начинками («Московский рынок», Eat market), швейцарский корнер Lavina, где сыр плавится в камине на огне (BackYard), заведение с завтраками и сэндвичами на бриоши Butter Up («Московский рынок»), авторскую пекарню Tyttö bakery («Бутылка»), итамеши бистро Ciao, kaiju? – смесь традиционных элементов итальянской и японской кухонь (City Food), тайваньскую чайную с премией Michelin – Chicha San Chen (BackYard) и другие.Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP: «В последние годы мы наблюдаем стремительный рост доли развлечений и общественного питания в составе торговых объектов. Для многих потребителей, которые привыкли свершать базовые покупки в онлайне, именно забота о проведении качественного и разнообразного досуга является весомой причиной для посещения торговых объектов. Поэтому многие собственники зданий и операторы общепита постоянно придумывают новые форматы для привлечения трафика, для попадания в запросы целевой аудитории. Формат гастрономических