По данным Росстата только за 2023 год в Москву и Санкт-Петербург переехало около 1,2 млн человек, что для регионов подчеркивает острую необходимость стратегий по удержанию населения и формированию жизнеспособных городских сообществ. В этом контексте особое значение имеет организация общественных пространств, которые объединят бизнес и социальную среду, помогут развитию диалога и социальной интеграции.
Интересные кейсы для решения таких проблем были представлены на Всероссийском форуме PRO ГОРОD 2025 в рамках дискуссии «Общественные пространства, которые формируют облик города». Эксперты рассказали, как современные интерьеры и концепции превращают общественные объекты в драйверы вовлеченности жителей и устойчивого развития городской среды.
Сегодня многие города сталкиваются с вызовом: как обеспечить максимально эффективное использование деловых и социальных объектов, чтобы они были окупаемы, привлекательны для бизнеса и горожан. Ведь на практике бизнес-кластеры нередко остаются закрытыми пространствами, где жизнь замирает по окончании рабочего дня, а торговые центры «оживают» лишь в выходные, в будни напоминая времена пандемии. Решением становится многофункциональное использование объектов инфраструктуры.
О тренде на многофункциональность общественных пространств на примере торговых центров рассказал Артов Анатолий, руководитель отдела дизайна интерьеров BLANK. По опыту работы BLANK конкурентоспособные ТЦ выходят за рамки своей традиционной функции и превращаются в комьюнити-центры для взаимодействия горожан. Такой формат получил название «Третье место». Первое — дом, второе — работа, а третье — общественное пространство с магазинами, кафе, фитнес-клубом, развлечениями, МФЦ. Среди удачных региональных примеров этого формата ТРЦ «Централ Парк» в Курске с бассейном-катком на крыше, ТРЦ «OZ Молл» в Краснодаре с уникальным детским «городом профессий», ТРЦ «Мандарин» в Сочи, который стал одним из культурных центров города.
Подход с интеграцией разных общественных структур в единый кластер дает возможность не стоять в многочасовых пробках, а жить, работать и проводить досуг на одной территории. Это значит, что кроме арендной площади для ТЦ большое значение приобретают необязательные на первый взгляд зоны — места отдыха, видовые площадки, коворкинги. Они закрывают разные потребности горожан, привлекают дополнительный трафик, и общая синергия ведет к росту дохода от аренды. В этой точке интересы жителей и бизнеса совпадают.
Аналогичная тенденция наблюдается в развитии бизнес-центров, особенно в новом формате «технопарков». Юлия Парфенова, руководитель направления интерьеров архитектурного бюро IND Architects, привела несколько кейсов, иллюстрирующих роль технопарков в городской среде. По ее словам, это новые драйверы развития городов — мультифункциональные экосистемы, которые объединяют разные форматы бизнеса и сопутствующую инфраструктуру (сферу питания, услуги).
Доступная всем инфраструктура — привлекательное место для коммуникаций. Технопарки, как и торговые центры, становятся точками притяжения в рамках своего города, группируя вокруг себя другие локации. Например, так произошло с технопарком «Современник» в Тольятти, с культурным центром Textil в Ярославле, расположенном на территории действующей фабрики «Красный перекоп». Архитекторы понимают значимость таких мест и задают тон — необычными фасадами, яркими арт-объектами, которые поддерживают тренд на создание «инстаграмного» пространства, привлекающего людей. Это в разы повышает стоимость квадратного метра и обеспечивает его загрузкой не только в рабочее время, что полезно уже для инвесторов. В итоге город получает и заинтересованных в нем жителей, и более квалифицированное бизнес-сообщество.
Офисные интерьеры тоже приобретают новые функции, становясь частью городской среды и элементом коммуникации с городом. Ярким кейсом на эту тему поделилась Дарья Туркина, генеральный директор архитектурной студии nefa Interiors. Она рассказала о проекте для IT-компании в Йошкар-Оле, выполненном в 2023-2024 гг. В это время перед многими компаниями стояла задача сохранить IT-кадры — сделать так, чтобы сотрудники не хотели уезжать из города и страны. Усилиями nefa Interiors из старого здания с эскалаторами, инженерией и планировкой советского универмага был создан современный флагманский офис с яркой идентичностью. В интерьере предусмотрели рабочие пространства, спальные зоны, спортзал, душевые, зоны отдыха — все, чтобы сотрудники могли почувствовать себя дома, а не на работе.
Сегодня в квартале исторических зданий Йошкар-Олы продолжает развиваться полноценный ИТ-кластер с деловой и социальной инфраструктурой. Пространство стало самодостаточным, открытым и живым. Данный проект – пример того, как архитектура создает баланс между прошлым и будущим города, между историческим контекстом и современностью.
Важно, что эти тренды охватывают не только Москву и Санкт-Петербург. Системный подход к городской среде распространяется и на регионы. Например, в 2025 году в бюджет Курской области заложено 450 млн рублей на благоустройство общественных пространств, а в Тюменской области на аналогичные цели выделено 670 млн рублей. Возможно, внимание к благоустройству городской среды станет тем фактором, который затормозит отток населения из регионов и поможет формированию новых центров деловой активности.