Школа с точки зрения девелопмента — продукт, сочетающий взгляды и идеи государства, бизнеса, архитекторов и дизайнеров, а также прямых пользователей — детей и педагогов. На круглом столе «Формула школы. Новые требования и стандарты к проектированию образовательных учреждений Москвы» в рамках выставки АРХ Москва эксперты обсудили практики создания современных школ в столице. Какими принципами руководствуется девелопер MR, создавая образовательную среду, рассказала заместитель генерального директора по социально-образовательной инфраструктуре MR Татьяна Параева.
В портфеле MR сегодня — более 10 городских объектов образования на разной стадии реализации, которые возводятся вместе с жилыми кварталами. Флагманским является новый 5-этажный корпус на 815 мест знаменитой Курчатовской школы, который будет введен в квартале бизнес-класса City Bay в районе Покровское-Стрешнево в 2026 году. Проект предусматривает атриум и смотровую площадку на крыше с видом на Москву-реку.
По словам Татьяны Параевой, строительство школ в рамках любого девелоперского проекта — это не только инвестиции в инфраструктуру, но и вложения в человеческий капитал. Такой подход позволяет создавать эффективную образовательную среду, насыщенную разными возможностями как для детей, так и педагогов. Именно поэтому MR при проектировании и строительстве школ всегда находится в диалоге с заинтересованными сторонами — городскими властями, экспертами, архитекторами.
Одна из главных задач для застройщика — поиск компромисса между интересами и требованиями всех сторон. «Сегодня девелопер, который строит государственную школу в Москве, должен постоянно маневрировать между запросами функционального заказчика в лице Департамента образования, нормативами и требования МГЭ, которая не всегда полностью разделяет или принимает новые подходы. Мы с вами понимаем, что четкое задание на проектирование — это уже 50% успеха. И в данном контексте стандартизация — один из способов всем участникам этого процесса прийти к качественному результату. Но важно понимать, что в регламентах и стандартах должно быть поле для совместных экспериментов. Ведь именно в диалоге и сотрудничестве можно находить лучшие решения по созданию современных школ», — рассказывает Татьяна Параева.
Удачным экспериментом, когда для государственной школы удалось найти авторское архитектурное воплощение, в практике MR стала организация международного конкурса на проект школы для ЖК CITYZEN на северо-западе Москвы. Конкурс был проведен под эгидой Москомархитектуры, возглавлял жюри главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Жюри оценивало проекты по нескольким критериям, включая соответствие техническому заданию, функциональную организацию, а именно безопасность и удобство, качество архитектурных решений, оригинальность ключевой идеи концепции и ее реализуемость.
В конкурсе принимали участие пять архитектурных бюро. Победила концепция IND Architects. Проект визуально похож скорее на инновационный кампус, нежели на обычную школу. На фасадах применены интересные световые решения: дети, которые рано утром идут на учебу, будут видеть переливающийся фасад с уникальной подсветкой. Такое решение создаст открытый, позитивный и теплый визуальный образ школы.
«Синтез авторского начала и строгих нормативов способен формировать насыщенную для детей и педагогов образовательную среду», — убеждена эксперт.
В комплексах MR представлены как государственные, так и коммерческие образовательные объекты. Так, в 2025 году будут сданы частный детский центр в премиальном Symphony 34 и детский сад в ЖК «Метрополия». В 2025–2026 годах в составе комплекса City Bay откроются частный детский центр и детский сад на 275 мест.