Для координации процесса направления на переработку строительных отходов в Москве действует цифровой контроль за их перемещением. На предстоящей конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), которая пройдет в Нижнем Новгороде с 2 по 6 июня, будет представлен алгоритм работы системы и результаты ее работы за прошедший год.
Об этом сообщил министр правительства Москвы, руководитель Департамента градостроительной политики столицы Владислав Овчинский.
В единой городской системе работают уже более 3,8 тысячи компаний и предпринимателей – от строительных организаций до перевозчиков и перерабатывающих предприятий.
«Ежегодно на строительных площадках Москвы в среднем образуется более 37 миллионов тонн отходов строительства и сноса, в том числе грунтов. Сегодня мы можем отслеживать буквально каждый самосвал с отходами. Автоматизированная информационная система стала цифровым диспетчером для всей отрасли. Около 4,5 миллиона рейсов зарегистрировано в системе за время ее функционирования. В ней обязаны работать все участники – компании, осуществляющие строительство, снос, реконструкцию или благоустройство территорий, перевозчики строительных отходов и специализированные объекты их утилизации. Это позволяет не просто контролировать процесс, но и делать его прозрачным. За 2024 год более 34 миллионов тонн строительных отходов перемещено под цифровым контролем, с начала 2025 года – около 11,5 миллиона тонн ОССиГ, из них 10,2 миллиона – отходы грунтов», – рассказал Владислав Овчинский.
Цифровой контроль проходит с использованием городской системы АИС «ОССиГ», координатором которой выступает Департамент градостроительной политики. Модернизация и развитие системы осуществляется Департаментом информационных технологий города Москвы. Регулирование процессов на всех промежуточных этапах транспортирования отходов в системе происходит через мобильное приложение. На каждой стройке ответственный сотрудник фотографирует самосвал с грузом и указывает пункт назначения. Система с использованием искусственного интеллекта мгновенно анализирует данные и при выполнении всех требований позволяет начать рейс. Далее за перемещением специализированного транспорта следят спутниковые системы, а на перерабатывающих предприятиях камеры с функционалом распознавания государственного регистрационного знака и автомобильные весы фиксируют параметры каждого груза.
Особое внимание уделяется финансовой дисциплине. Городские организации могут оплачивать услуги по вывозу отходов исключительно на основании данных системы, в которой содержится информация о рейсах, выполненных с соблюдением установленных правил. Без соблюдения Порядка обращения с отходами строительства получить от города оплату не получится, а за нарушения предусмотрен штраф до 300 тысяч рублей. Нарушения выявляются в автоматическом режиме дорожными камерами с использованием искусственного интеллекта и данных из АИС «ОССиГ».
После того как нарушение зафиксировали камеры, постановление о штрафе выносится без составления протокола и участия нарушителя. Документы в электронном виде размещаются сразу в личном кабинете нарушителя на портале Госуслуг. Такой упрощенный порядок ускоряет процедуру контроля и повышает ее эффективность. За этим следит Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Для профилактики правонарушений при перевозке отходов строительства природоохранное ведомство совместно с другими ответственными структурами регулярно проводит рейдовые мероприятия. Перевозчики, не зарегистрировавшиеся в системе АИС «ОССиГ», получают штрафы, их транспортные средства отправляются на штрафстоянки до устранения нарушений.
Как рассказали в столичном Департаменте информационных технологий, контроль за вывозом строительных отходов с использованием системы АИС «ОССиГ» позволяет оперативно отслеживать и предотвращать появление несанкционированных свалок строительного мусора, что, в свою очередь, способствует улучшению состояния окружающей среды и внешнего облика столицы.
Внедрение в Москве цифрового контроля за перевозкой строительных отходов сформировало дисциплинированные принципы взаимодействия участников отрасли, способствует развитию рынка вторичных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, а также снижению количества правонарушений в области охраны окружающей среды.