Активное развитие российских брендов, рост предложения доступных площадей после ухода иностранного бизнеса и повышение доверия к отечественным маркам вызвали резкое увеличение числа открытий универмагов в 2023 г.
Универмаг—это крупноформатный мультибрендовый магазин, отличающийся предложением товаров разных категорий, широкой ассортиментной матрицей и единой концепцией. Формат трансформировался из торгового помещения в концептуальное пространство, зачастую с досуговой составляющей.
В прошлом году, как отмечают специалисты CORE.XP, было открыто 74,3тыс. кв. м (всего 35 локаций), что составляет 28% от общего объема действующих площадей данного формата. Это более чем в 6раз превышает результаты предыдущего года.
Потенциал для роста сохраняется в 2024 году, несмотря на то что сокращение доли свободных площадей в торговых центрах будет оказывать сдерживающий эффект на количество открытий.
Средняя арендная ставка для арендаторов-универмагов в Москве составляет 10 000 –20 000 руб./кв. м/год (без ОРЕХ и НДС). Процент с товарооборота не превышает 10%.
По прогнозам CORE.XP, новые открытия универмагов до конца года почти в 2 раза превысят средний объем площадей, открытых в предшествующее пятилетие (2018 — 2022 гг.).