На сегодняшний день наблюдается тенденция появления парковых кластеров не только в бизнес- и премиум сегментах, но и создание масштабных зеленых пространств в составе проектов комфорт-класса.
По данным Департамента аналитики и консалтинга «НДВ Супермаркет Недвижимости» и Ассоциации девелоперов Южного порта (входят компании FORMA, «Аеон Девелопмент» и Level Group), на первичном рынке жилья в границах старой Москвы доля проектов, в которых есть собственные благоустроенные парки составляет 10%. За последние три года количество проектов с парковыми зонами в бизнес- и премиум-классах выросло на 20%, в комфорт-классе – на 10%.
Основной объем предложения проектов с собственными парковыми зонами приходится на бизнес-класс, доля которого составляет 58,1%. Доля премиум-класса – 32,3%, комфорт-класса – 9,7%.
Наибольшая доля предложения новостроек с парками расположена в ЗАО и составляет 53,1% (17 проектов). На втором месте – СЗАО с долей 12,5% (4 проекта). Третье место занимают сразу три округа с долей 9,4%: САО, ЮАО и ЮВАО, в которых расположено по три проекта с собственной парковой зоной. Аутсайдером стал ЦАО, доля которого составила 6,3% (два проекта).
За год средневзвешенная стоимость квадратного метра в проектах с парками выросла на 28% и составляет 669,2 тыс. руб. при средней стоимости лота 51,2 млн руб. Это уникальный продукт, который представлен в небольшом количестве проектов. Минимальная цена лота начинается от 7,3 млн руб., максимальная составляет 1,4 млрд руб. Минимальная цена квадратного метра составляет 243,6 тыс. руб., максимальная – 2,5 млн руб. Средневзвешенная стоимость квадратного метра в проектах без парков — 450,7 тыс. руб. при средней стоимости лота 24,3 млн руб. В бизнес- и комфорт-классах разница в цене между проектами с парками и без составляет 10-11%, в премиальном сегменте – 35%.
Доля озеленения, которая предусмотрена при проектировании и создания парков начинается от 45% и достигает 60%. Тенденция появления большего количества проектов с парками стала заметна после пандемии. В жилых комплексах как комфорт-, так бизнес- и премиум-классов создается не просто продуманное и качественное благоустройство для жителей, но и масштабные парковые зоны. Они включают в себя оригинальные детские площадки, рассчитанные на разный возраст, воркауты, зоны отдыха с качелями и навесами, а также зеленые зоны с деревьями, кустарниками, цветниками и разнотравьем, которые занимают не менее 45% площади.
«Парковая зона, благоустроенные общественные пространства, водоемы – все это большой плюс проектам, — отмечает генеральный директор ГК «Балчуг Эстейт» Евгений Савосько. – Можно с уверенностью сказать, что красота и комфорт имеют экономическое измерение».
В Ассоциации девелоперов Южного порта отмечают, что создание парковых зон могут себе позволить крупные застройщики. Если раньше парки были характерной особенностью высокого ценового сегмента, то на сегодняшний день застройщики создают парковые кластеры, рекреационные зоны и в комфорт-классе. Такие пространства позволяют гулять и проводить досуг непосредственно рядом с домом. Проекты, которые создаются в рамках редевелопмента и находятся на первой береговой линии включают в свое благоустройство, создание прогулочных зон в том числе на набережных, и создание там скверов, парковых рекреаций. Все это выходит за рамки стандартного благоустройства.
«Один из ярких примеров – это будущий жилой район Южного порта, где появится более 25 га благоустроенных парков, аллей и скверов. Благодаря различным видам растений здесь создадут участки с различными природными зонами: цветущие поля, смешанные и хвойные леса, степи с высокими травами, злаками и тропики. Это формирует новый подход к благоустройству городской среды. Создается гармония зданий с окружающим пространством, в котором комфортно жить, работать и отдыхать», — говорит Елена Чегодаева, руководитель Департамента аналитики и консалтинга «НДВ Супермаркет Недвижимости».